Витражи в интерьере: все, что вы хотели об этом знать — интервью с экспертом
Интервью с экспертами — частными декораторами и компаниями — стали уже доброй традицией на нашем сайте. Это самые полные руководства по отдельным деталям и стилям интерьера от профессионалов, которые знают об этом все, потому что именно это — их специализация. А мы задаем им вопросы, которые помогут вам определиться с выбором.
Тема этого выпуска — витражи в интерьере. Причудливая игра света в цветных стеклах издавна завораживала людей своим магическим шармом. Нет сомнений, что нашим читателям не надо рассказывать о том, что такое витражи и убеждать в том, что это потрясающе красиво. Но есть еще нюансы выбора рисунка и детали заказа витражей в мастерской, сочетание с другими предметами интерьера и уход за изделиями — все то, что не менее важно, чем удовольствие от любования витражами.
Чтобы получить полное представление об этом, вам потребовалось бы потратить немало времени. Мы, как обычно, делаем это за вас: приглашая к разговору профессионала, который готов увлекательно и понятно рассказать все, что он знает сам.
Наш эксперт уже знаком вам по руководству о выборе зеркал. Это Наталья Шиляева, руководитель компании, которая занимается изготовлением художественных стекол, витражей и зеркал.
Все вопросы мы сгруппировали по нескольким разделам, и вы можете прочитать все интервью полностью или сразу перейти к тому, который покажется самым интересным:
- история витражей;
- все технологии изготовления витражей;
- от чего зависит стоимость витража;
- какой витраж выбрать для интерьера;
- советы тем, у кого он уже есть в доме;
- секреты декоратора, который работает с витражами.
__________________________
Витражи в истории интерьера
Елена Вира:
Многие из нас привычно связывают витражи со знаменитыми готическими соборами. Знаю по личному опыту: в них действительно царит невероятная атмосфера таинственности и кажется, что находишься в другом измерении. А какой исторический стиль (стили) можно назвать эпохой расцвета витража в жилых интерьерах?
Наталья Шиляева:
Это произошло в конце 19 — начале 20 века. Именно тогда витраж перестал быть атрибутом «церковно-готических» интерьеров, и приобрел популярность в домах аристократов. Расширенное применение витражей в оформлении светских интерьеров послужило стимулом для развития стекольной промышленности, плодами которой мы пользуемся и сейчас.
Елена Вира:
Нередко витраж вызывает ассоциации с классическими интерьерами, роскошными и элегантными. А насколько хорошо он подходит для других стилей: современных, этнических и т.д.?
Наталья Шиляева:
В наше время витраж уже нельзя назвать атрибутом только классических интерьеров. Смешение стилей, появление новых тенденций в интерьерах — все это меняет само представление о витражах и, конечно, их внешний вид. Сейчас витражи или витражные элементы нередко используются в любых стилях интерьера. Дизайнеры, создающие авторские эскизы витражей, имеют возможность воплотить практически любую идею. Ради этого производители витражных стекол изобретают новые оттенки и фактуры стекла, позволяющие приспособить классические технологии к разным интерьерным решениям.
__________________________
Технологии изготовления витражей
Елена Вира:
Существует множество различных технологий, расскажите о том, чем отличаются самые популярные среди них.
Наталья Шиляева:
Начнем, конечно, с классики.
Классический свинцовый витраж. Именно он считается самым далеким «предком» современных витражей. Это комбинация цветных стекол различной фактуры, объединенная при помощи латунных, медных или свинцовых профилей. Сейчас эта технология часто применяется в оформлении шкафов-библиотек или кухонной мебели.
«Гризайль» — это разновидностью классического витража с элементами росписи темперными красками.
«Тиффани» — вторая, более молодая технология витража. В ней фрагменты витража соединяются между собой элементами медной фольги с последующей пайкой. Эти витражи более креативны, воздушны. В них можно изготовить детали любой конфигурации, чего нельзя сделать в классической технологии. Применимы практически везде: окна, двери, ниши и т.д.
«Фьюзинг» — это современная модификация старинных технологий. Она становится прекрасным дополнением к любому витражу и используется самостоятельно. Стеклянный песок, крошка, элементы под воздействием высоких температур впекаются в основу, образуя монолитную конструкцию. Применяется как часть витражной композиции, для внешних работ или влажных помещений.
Теперь о двух современных технологиях.
«Фальш-витраж» — изделие, создаваемое из монолитной поверхности стекла + участков специальной цветной (витражной) пленки, наложенной сверху. Эта пленка может быть любых цветов и оттенков, а также разной степени прозрачности. Это бюджетный вариант витража, применяемый для мебели или в стеклопакетах.
«Заливной витраж» — другая современная технология. По контуру рисунка наносится полимерное покрытие, имитирующее пайку, а оставшиеся участки заливаются полимерными красителями. Этот вид витража вы можете увидеть на матовых зеркалах в шкафах-купе.
«Витраж-коллаж» — пока еще очень редкая в России технология. Она оптимально подходит для размещения за пределами дома, например, в саду и помещений с повышенной влажностью. Это модификация техники «тиффани», но без спайки. Рисунок из цветного стекла собирается на прозрачное стекло при помощи полимерной заливки, что позволяет сделать витраж влагостойким и антивандальным.
Елена Вира:
Вы рассказали о множестве технологий витража, но, наверняка, есть среди них самые любимые. Какая из них лично вам нравится больше всего и почему?
Наталья Шиляева:
Мне нравится смешение 3 стилей: тиффани + элементы «деколи» (рисование запекаемыми красками) + фьюзинг. Такой витраж обладает достоинствами всех трех техник:
- будет изящным (благодаря большому количеству мелких деталей),
- рельефным (сочетание стекла прозрачное/глухое в одной цветовой гамме),
- объемным (за счет фьюзинга).
__________________________
От чего зависит стоимость витража
Елена Вира:
Насколько понимаю, каждая техника — это разные затраты времени и сил. К тому же, встречается разная сложность рисунка. Именно поэтому витражи одной и той же площади могут сильно отличаться по цене. Расскажите, что влияет на стоимость витража, чтобы наши читатели могли выбрать для себя оптимальную категорию.
Наталья Шиляева:
Стоимость витража обычно складывается из нескольких позиций:
- Эскиз.
Он выполняется художником-макетчиком, услуга платная. Вы можете подъехать в мастерскую с очень туманным представлением о желательном результате или с конкретной картинкой, которая потребует доработки под технологию изготовления витража. Как уменьшить стоимость эскиза? Для этого необходимо самому включиться в процесс создания витража: найти или нарисовать картинку, показать предварительно ее исполнителю, послушать разумные доводы макетчика (что возможно, а что — невыполнимо или очень дорого)
- Материалы, оттенки и количество деталей.
Для опытных мастеров сам процесс изготовления витража несложен, но требует предельной внимательности и времени. Ведь каждый элемент нужно вырезать, обработать и подогнать. Вывод: чем больше элементов в витраже и чем они меньше, тем он дороже.
Теперь о стеклах: они бывают американские и китайские. К сожалению, отечественного производителя на рынке нет. Разница цены США/Китай примерно 25%. Так что здесь сэкономить особо не получится.
Об оттенках стекол: чем больше цветов в витраже, тем больше он стоит. Ведь нам придется ради небольшой вставки приобретать целый лист витражного стекла выбранного заказчиком оттенка.
- Техника исполнения.
Здесь прямая зависимость, более сложные технологии стоят, подчас, в разы дороже, чем более простые (при одном и том же эскизе и площади витража). По возрастанию цены это выглядит примерно так: заливной, пленочный, классический, тиффани, коллаж.
Елена Вира:
Какую технологию или способ использования витража можно назвать самой «экономичной» (если идея нравится, но средств не так много). При наличии какой суммы вообще имеет смысл размышлять о заказе витража.
Наталья Шиляева:
Сложный вопрос… Пожалуй, самый экономичный — это «заливной» витраж (для его производства не требуется самое дорогое — человеческие руки: его делает машина). Можно даже провести эксперимент и сделать такой витраж самостоятельно.
Следующий по сложности и стоимости материалов — «фальш-витраж» (пленочный). Можно также попробовать собственное творчество на небольших участках стекла, если поискать готовые витражные наклейки в хобби-магазинах.
А вот крупные изделия или рисунки по личным эскизам делать своими руками не советую: они могут обойтись намного дороже в пересчете на площадь изделия. Как правило, витражная пленка и имитация протяжки продается только рулонами + необходим специальный плоттер для резки такой тонкой пленки + точно выверенный эскиз. И, конечно, опыт работы с наклейкой (можно испортить вырезанные участки пленки или наклеить их недостаточно аккуратно).
С другой стороны, если мастерская имеет опыт работы с разными технологиями витража, — то именно пленочный витраж может обойтись вам намного дешевле, чем другие варианты.
Елена Вира:
В фабричных моделях дверей иногда встречаются небольшие объемные вставки на стеклах, довольно существенно увеличивая стоимость полотна по сравнению с тем, где используется гладкое стекло. Это тоже витражи или что-то другое?
Наталья Шиляева:
Это тоже витраж, но в технике «фьюзинг», о которой я говорила выше.
Елена Вира:
Довольно часто мы слышим о том, что витраж — это достаточно дорогой элемент интерьера, и это вполне обоснованно. А если встречается реклама витражей по очень низкой цене, следует ли принимать ее всерьез?
Наталья Шиляева:
А почему бы и нет? Может мастерская только начинает заниматься витражами и хочет наработать клиентскую базу. Но здесь необходимо тщательно взвесить степень риска, возможно, предложить свои условия оплаты (по факту готовности). Серьезно настроенный мастер будет готов к диалогу, а мошенник сразу же найдет повод отказаться от заказа.
__________________________
Как выбрать витраж для интерьера
Елена Вира:
Наталья, расскажите более подробно: для каких деталей интерьера можно заказывать витражи, что особо интересное встречалось в вашей практике
Наталья Шиляева:
По опыту могу уверенно сказать — для любых предметов интерьера и конструкций, где есть элементы стекла или сквозные участки.
Довольно часто заказывают витражи для декоративных перегородок, дверных проемов и ниш. Здесь хочу дать небольшой совет заказчикам. При заказе такого типа витражей нужно четко представлять, что Вы хотите получить в итоге: двусторонний или односторонний витраж, а также — планируется ли дополнительная подсветка. После того, как вы определитесь с этими параметрами и объясните в мастерской, — больше вероятности, что вам предложат оптимальную технологию.
Другой, не менее популярный заказ — потолочные витражи. Их особенностью является выпуклая или вогнутая форма изделия, встроенный в потолок или подвешенный на специальной раме.
Кроме того, очень эффектно смотрятся светильники с витражными элементами. Они будут достойным дополнением любого интерьера. Также довольно популярны витражные элементы как часть декора для дверей или окон.
Более редкие изделия — витражные элементы для столешницы. Выглядят очень необычно и выполняются, как правило, в технике «коллаж».
И еще один совет для тех, кто мечтает о витраже в своем доме. Очень желательно знать: «классические» и «тиффани» витражи не подходят для внешних работ и влажных помещений. В этом случае используется витраж-коллаж или фьюзинг.
Елена Вира:
Очень эффектно смотрятся витражи в нишах. Расскажите нам о том, что желательно учитывать в таких случаях.
Наталья Шиляева:
При заказе витражей в нишу нужно определиться со следующим:
- наличие подсветки (от этого зависит, какие стекла нужно подбирать — полупрозрачные или прозрачные).
Подсветка или ее отсутствие очень сильно видоизменяет витраж. Универсальный (включил/выключил) сделать проблематично ( стекло на просвет и без оного смотрится по-разному). К тому же подсветка не может являться самостоятельным освещением для комнаты.
- вид витража: односторонний или двусторонний.
Односторонний дешевле, его имеет смысл использовать в нишах, ведущих в технические комнаты или в углублениях стен.
При расположении ниш с двусторонним доступом необходимо очень аккуратно и осторожно подбирать стекла (чтобы рисунок был гармоничен с обеих сторон). В данном случае лучше всего смотрится комбинация полностью прозрачных фактурных стекол с глухими (непрозрачными).
Елена Вира:
Давайте рассмотрим такую ситуацию: меня вполне устраивает изготовитель кухонной мебели или шкафа-купе, а вот стекла хочется видеть более эффектными. Как можно использовать витражи, если есть желание сделать мебель «под заказ»? Можно ли приспособить стекла, входящие в комплект мебели для изготовления витражей?
Наталья Шиляева:
Вначале — про кухонную мебель ( витражи — вместо стекол в дверцы). К сожалению, этот путь сейчас дорог и сложен, т.к. витраж — это почти всегда «изделие на личный вкус». Иногда нам присылают готовые элементы мебели, чтобы мы создали к ним витраж (опять-таки по индивидуальному эскизу).
Примерно та же история со шкафами-купе и прочей мебелью, включая столешницы. Здесь есть выход: заказать мебель без стекол и самим довести ее до ума, обратившись за витражами к специалистам.
Елена Вира:
Насколько обоснованно использование витражей для оконных стекол, не уменьшает ли это количество естественного света?
Наталья Шиляева:
Каждый выбирает на свой вкус атмосферу дома. Если витраж изготовлен правильно, он нисколько не уменьшит количество естественного света (если не ставится задача создать «таинственный полумрак»). Он изменит лишь его качество и оттенок, рассеивая прямые солнечные лучи и создавая неповторимую игру светотени.
__________________________
Пара советов тем, кто уже имеет витраж в доме
Елена Вира:
Допустим, витраж приобретен — как раз тот, о котором мечталось. Но вдруг происходит досадная случайность: он поврежден. Насколько это сильный повод для расстройства? Можно ли восстанавливать витраж фрагментарно (в случае незначительного повреждения) или надо менять целиком?
Наталья Шиляева:
Очень хотелось бы вас обрадовать, но, увы: с точки зрения профессионала восстанавливать придется весь витраж, целиком. Ведь для замены одного участка надо разобрать витраж полностью, не повредив остальных стекол. Технически это невероятно сложно. И второе: витражные стекла всегда разные (даже одного артикула). Нет гарантии, что получится найти идентичное тому, что было разбито.
На фрагментарный ремонт можно согласиться только в одном случае: если повреждение находится по краю витража, а не в его середине.
Елена Вира:
Приобретая недешевую вещь, всегда хочется продлить ей жизнь в первозданном виде. Есть ли специальные рекомендации по уходу за витражами или нет?
Наталья Шиляева:
Вот здесь хочу порадовать любителей витражей: никаких «специальных» приемов по уходу за витражами не требуется! Моется и чистится как обычное стекло (но без надавливания). Не посчитайте рекламой: мы любим популярное средство «Пронто антипыль».
__________________________
Витраж в интерьере: секреты декоратора
Елена Вира:
Предположим, крупный витраж планируется как главный декоративный акцент комнаты. Какого соседства желательно избегать и что, наоборот, подчеркнет красоту самого витража?
Наталья Шиляева:
Что желательно:
- исполнение витража в контрастных с цветом самого интерьера тонах,
- возможен переход части витражной композиции на предметы интерьера,
- желательно дополнить витраж небольшими декоративными элементами (рамки для фото и т.п.).
Великолепно смотрится дублирование рисунка витража на полу (паркет) или на одной из стен (аэрография или роспись). Но с такими вещами надо быть осторожнее, т.к. они подходят только для больших помещений ( более 35-40 кв.м).
Что нежелательно:
- размещение рядом с витражом крупной мебели,
- нагромождения декоративных деталей отделки в плоскости, которую мы видим, когда смотрим на витраж (лепнины, крупных картин в тяжелых рамах и т.п.),
- явно неподходящего по стилю декора,
- крупный и многоцветный рисунок на обоях прилегающей стены.
Елена Вира:
Интерьер — это всегда композиция из текстур и материалов. От того, насколько она гармонично, зависит впечатление в целом и красота отдельных элементов. С какими материалами, на ваш взгляд, лучше всего сочетается витраж?
Наталья Шиляева:
На мой взгляд, это дерево во всех его проявлениях (массив, шпон). Эффектно смотрятся также витраж + декоративные штукатурки (классические венецианки или современные имитации различных тканей).
Елена Вира:
Цвет и свет неразрывно связаны. Для витража это особенно очевидно, ведь именно через преломление света создается неповторимое очарование. Какая дополнительная подсветка требуется для витражей, если они не оконные и не дверные?
Наталья Шиляева:
Если ставится задача сделать витраж центральным и ярким элементом, у вас 2 пути:
- делаем витраж односторонний, яркий, из полностью непрозрачных стекол;
- оформляем витраж подсветкой из ламп дневного света или галогенок (с изнаночной стороны).