Да будет свет: принципы правильного освещения интерьера

Человек ориентируется в пространстве прежде всего с помощью зрения. Качество и скорость восприятия информации зависит от освещения. Поэтому свет необходим для жизни, он влияет на наше настроение, самочувствие, аппетит и работоспособность. Освещенность, свет и тень определяют ритм жизни человека. Недостаток света вызывает чувство неуверенности, т.к. информация для ориентации отсутствует. Это по поводу света необходимого и достаточного.

А существует еще режиссура света. Она используется в тех случаях, когда появляется желание представить интерьер в «выгодном свете». Освещение сцены предполагает выделить, обратить внимание на главных персонажей театрального действия, а остальное убрать в тень, сделать фоном. Те же принципы используются в светотехнике жилого пространства — расставить необходимые акценты, влияющие на концентрацию и рассеивание внимания. Очень часто бывает, что, просто изменив характер, тип  и местоположение светильников, можно изменить помещение до неузнаваемости. Особенно, если требуется сломать стереотипы его восприятия, визуально изменить пропорции, сделать оригинальным и эффектным.

Специалистов по светотехнике у нас в стране не так уж много. Их услуги стоят достаточно дорого, поэтому предлагаем читателям небольшой курс важных знаний, которые помогут создать правильное освещение и придать собственному дому особый шарм, уют и оригинальность плюс максимальный комфорт.

Много всего сказано о роли освещения в жизни человека. Не зря наши предки вставали с восходом солнца и ложились спать с его закатом. Разумеется, жизнь нашу без искусственного света представить невозможно. И все же, воздержимся от расхожих штампов «о роли освещения» и разделим всю полезную информацию на 4 части:

  • 1. каким может быть современное освещение в принципе
  • 2. как его выгодно применять
  • 3. как назначение комнаты влияет на подбор света в ней
  • 4. что представляют собой столь популярные сегодня точечные светильники

ОБЩАЯ ИНФО О ВИДАХ

По назначению источника света:

  • общее — для равномерного освещения помещения, обычно потолочные в виде люстр и точечных светильников
  • местное — применяется для разделения помещения на отдельные зоны и для удобства выполнения определенных занятий
  • ориентирующее — название говорит за себя, обычно — нижний свет в прихожих и на лестницах
  • экспозиционное — помогает эффектно представить коллекции картин, фотографий, мелкой пластики и сувениров
  • декоративное — расставляет нестандартные акценты в интерьере, редко имеет функциональную роль, единственное предназначение — украшать, часто бывает скрытым, если на виду — то необычных форм или ярких расцветок

По способу установки светильника:

  • потолочные
  • подвесные
  • настенные
  • напольные
  • настольные

По типу светового потока:

  • направленное (прямое) — почти весь световой поток направлен вниз, достаточно яркий свет направленно падает в определенную точку и небольшую окружность вокруг нее, остальное пространство — в полутени
  • отраженное (непрямое) — световые лучи направлены на потолок или на стены, которые отражают свет, чем светлее эти поверхности, тем выше освещенность комнаты
  • рассеянное — световые лучи фильтруются полупрозрачным или матовым щитом закрытого плафона, освещение мягкое, наиболее приближенное к естественному.

Где лучше использовать:

Светильники прямого света предназначены для помещения с невысокими потолками. Как правило, это обычные потолочные или встроенные в потолок приборы. Они отличаются экономичностью при создании местного освещения для чтения и работы или при подсветке картин, скульптур и т. д.

Светильники отраженного света создают наиболее комфортное и равномерное освещение, сводят к минимуму слепящий эффект, достаточно яркие. Для повышения экономичности освещения необходима отделка потолка с максимальным коэффициентом отражения (белый цвет или глянец пастельных тонов).

Светильники рассеянного света имеют наиболее высокий коэффициент полезного действия (КПД) и подходят для общего освещения. Оно отличается равномерным распределением яркости света, отраженного от поверхностей стен, потолка и пола, образуют мягкие тени, свет повышенной насыщенности, что важно для создания зрительного комфорта. Но если в цветовой гамме интерьера преобладают темные тона (особенно потолка и стен), то для таких светильников придется ставить более мощные лампы.

ПРИНЦИПЫ ПЕРВОКЛАССНОГО ОСВЕЩЕНИЯ

Собственно говоря, их два. Первый состоит в создании оптимального светового комфорта. Второй — в том, чтобы «подать» интерьер в наиболее эффектном виде. Оптимального светильника «на все случаи жизни» не существует. Любой из них может быть полезен и уместен в одном месте и неуместен — в другом. Одно помещение он украсит, другое — изуродует. Выбирая освещение следует представить о том как свет повлияет на:

  • пространство
  • форму
  • цвет
  • комфорт для глаз
  • настроение.

Свет меняет восприятие пространства, поэтому сделав правильный выбор, можно визуально изменить пропорции помещения:

  • погружение потолка в полумрак и яркое освещение пола «снижает» высоту помещения
  • теплые тона света (лампы накаливания) «приближают» освещенную поверхность к зрителю — делают помещение более уютным, холодные (люминесцентные лампы) — «отдаляют» и создают впечатление нейтральности помещения
  • в небольших помещениях желательно повышать общую освещенность и применять для поверхностей материалы с хорошими отражающими свойствами
  • яркое акцентирующее освещение ниш, зеркал и картин отлично «расширяет» комнату
  • для освещения больших помещений предпочтительны светильники прямого света
  • если в узком помещении светильники расположены вдоль средней линии потолка, то комната будет казаться еще более узкой, чтобы ее зрительно расширить, необходимо расположить светильники по линии, смещенной к одной из стен или по периметру
  • если помещение нагружено различными функциями, а перегородки отсутствуют, — можно «зонировать» его с помощью местного света

То, как мы воспринимаем форму предмета, зависит от соотношения освещенных и затемненных его участков. Значит, свет может «управлять» формой объектов, увеличивать или, к сожалению, уменьшать их выразительность. Главное здесь — правильно выбрать направление падающего светового потока:

  • если объемный предмет равномерно осветить со всех сторон, он может казаться плоским, так как при рассеянном освещении объемность теряется
  • наилучший результат дает сочетание рассеянного или отраженного освещения с прямым направленным светом, но при работе с объектом (таким как, например, лицо человека), имеющим глубокий, ярко выраженный рельеф, важнее роль мягкого рассеянного или отраженного света
  • применяя светильники направленного света, необходимо избегать образования нежелательных теней, способных изменить форму и освещаемого, и близлежащего объекта, а также интерьера в целом
  • если поверхность освещена неравномерно, то ее отдельные участки воспринимаются как лежащие на разных уровнях
  • экспериментируя с тенями, можно создавать самую разнообразную световую динамику в помещении (наивысшего мастерства достигли в этом японцы — они считают тень гораздо более выразительным инструментом, чем свет)

Очень важным является соотношение света и цвета, от этого зависит, во-первых, точность цветопередачи, во-вторых, зрительный комфорт:

  • если в комнате создана равномерная освещенность, то теплый цвет воспринимается ярче, чем холодный
  • цвета теплой тональности выигрывают при освещении лампами накаливания и разрядными лампами тепло-белого света, холодной — при освещении люминесцентными лампами, самая оптимальная цветопередача достигается с помощью галогенных ламп
  • зрительное утомление усиливается при резких перепадах яркости, однако слишком монотонное освещение — это тоже не совсем удачное решение
  • если в отделке использовать насыщенные и разнообразные по тону цвета, то зрительное утомление увеличивается, при отделке больших площадей лучше использовать цвета, имеющие малую насыщенность.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Фьюжн - игра без правил: самый необычный стиль интерьера
Шик и блеск: интерьер в стиле "гламур"
На пути к дому: важные мелочи домовладения
Притяжение тайны: ширма в интерьере, часть 2 - запад и практические идеи для использования
Разделяй и властвуй: зонирование в интерьере, часть 1 - секреты архитектора
Будет все, как ты захочешь: лаунж - квартира для развлечений и отдыха
Планировка детской: зонирование и расстановка мебели, дизайнерские проекты, выпуск 67
Легкая ширма-экран в эко-стиле своими руками: из остатков отделочных материалов - 2 мастер-класса
Подвесные светильники в интерьере спальни: 75 фото для всех стилей + как выбрать правильно
Как всего за один шаг преобразить интерьер спальни: 10 лучших секретов декораторов
Дизайн коридора в квартире и доме: 46 фото и 21 декоративный прием
Светлячки за стеклом: светильник из гирлянды в банке, бутылке или вазе