Колониальный стиль в интерьере. Часть 2.
Особое место занимает мебель колониального стиля. Здесь серьезно сказалось влияние викторианской Англии — страны, которая колонизировала наибольшее количество стран в разных частях света. Поскольку англичане всегда были консерваторами и менять привычный образ жизни не хотели, то предметы обихода из далеких стран получали место сувениров среди викторианской мебели. В свою очередь в завоеванных странах осваивалось производство аналогичной мебели, с поправкой на особенности иного образа жизни. Основными качествами становится прочность и добротность.
Поэтому, понятие «колониальная мебель» подразумевает предметы, которые производились в Америке по подобию европейской конца 17 — начала 19 вв. Имеется в виду не самостоятельный стиль, а лишь копирование завезенных предметов с поправкой на удешевление производства и унифицированность отдельных деталей. Таким образом, колониальная мебель пережила несколько этапов.
Вначале заметно влияние позднего ренессанса под влиянием голландских мастеров-мебельщиков (витые ножки, круглые спинки и подлокотники, отделка сосны «под орех» с помощью морилки и воска). Затем барокко усложняет формы, добавляет массу декоративных деталей. Постепенно расширяется круг пород дерева, используемых в производстве: в работу идут дуб, береза, орех и клен. С запозданием осваиваются новые модные течения — неоготика, рококо, ампир. Новейший этап в жизни колониальной мебели связан с расцветом в США собственной мебельной промышленности после получения независимости. Особое влияние оказал на нее стиль Шератона: полное отсутствие профилей, прямые линии, орнаментация интарсией. Кроме ореха становится популярной и более дорогая мебель из розового, красного (махагони) и черного (эбенового) дерева.
Сейчас, когда говорят о мебели для колониального стиля, имеют в виду два основных направления:
- современный вариант американского стиля (см. новейший этап)
- предметы обстановки из экзотических стран (Китая, Индии, Океании, Африки).
Если попытаться объединить это в общих рекомендациях к стилю, то получится следующее. Формы мягкой мебели должны быть предельно простыми — в плане образовывать прямоугольник. Обязательно наличие низких спинок и широких подлокотников — тоже, разумеется, прямых. Приветствуется наличие большого количества подушек со сменными чехлами. Кровати и пуфы также низкие и объемные.
Столовая группа формируется чаще всего из плетеной мебели (стулья и кресла из ротанга). Журнальные столики часто становятся декоративной доминантой благодаря необычно оформленной столешнице (вставки из различных пород дерева, металла, кожи, камня). Ножки у этих столиков обязательно должны быть толстые и основательные, иногда — изогнутые вовнутрь, но без декора.
В корпусной мебели самыми хитовыми считаются оригинально старинные или искусственно состаренные предметы с различного рода интарсией. Особая роль отводится сундукам, шкафам и комодам.
Самые выигрышные породы дерева в этом стиле — орех (старая добрая классика, необходимая сдержанность), венге (экзотичность, благородный шик) и тик (уникальная «выбеленность» и налет времени).
Всем известно, что от правильного выбора освещения зависит степень выигрышности любого интерьера. Колониальный стиль здесь не исключение. Он предполагает преимущественно локальное или скрытое освещение. Прекрасно смотрятся массивные настольные лампы из дерева и металла, экзотические торшеры с бумажными, тканевыми и плетеными абажурами. Особое внимание уделяется «зоне общения» — пространству над столом и диваном. Необходимую расслабляющую атмосферу создадут низко висящие светильники простых геометрических форм. Текстуры любые матовые, блестящие и стеклянные исключаются.
Обращаем внимание на тщательный подбор АКСЕССУАРОВ. В их число входит оформление пространства вокруг окна, выбор текстиля, декоративных предметов и живой зелени.
Все, что касается окон, можно разделить на 2 категории по признакам: доступ света и защита. Для первой функции отлично подходят тонкие воздушные гардины в стиле настоящей «москитной сетки». Для защиты предлагаем отказаться от плотных штор и заменить их декоративными ставнями или их имитацией. Эту роль с блеском сыграют бамбуковые или деревянные жалюзи, другой вариант - раздвижные «японские шторы» из тонкой полупрозрачной ткани светлых оттенков или более плотной, но тоже матовой.
Текстиль для мебели желателен в виде матовых тканей простых фактур, однотонных или с растительным орнаментом. В оригинале используется «небеленый холст», плетеные полотна, лен, хлопок. В небольших дозах уместна кожа, замша и мех — но обязательно с упомянутым уже «эффектом потертости».
Декор предполагается настоящий колониальный, экзотический, сувенирный. Чаще всего его происхождение — Африка, Океания, Латинская Америка, Индия. Воспринимается это как «трофеи», поэтому выбирайте на свой вкус, главное — чтобы чувствовалась «ручная работа». Это сундуки и чемоданы, декоративные и функциональные столики и комоды, разнообразные ширмы — от тканевых с рисунком до резных деревянных. Прекрасное дополнение — объемные панно современных авторов с абстрактным изображением. Из мелочей — керамика любых форм, мелкая пластика из бронзы и дерева. Все это прекрасно размещается в нишах и на консольных полках из дерева и темного металла.
Завершающим штрихом к портрету современного колонизатора станет живая зелень — высокие растения с крупными плоскими или длинными свисающими листьями (любые разновидности пальм, папоротники, банан, драцена, бугенвилея, бамбук), т.е. достоверная имитация чарующей атмосферы тропиков.
А после того, как все расставлено по своим местам, развалитесь в уютном кресле и почувствуйте себя если не колонизатором, то, как минимум, хозяином собственной жизни.
С древних времен уклад жизни бирманцев был прочно связан с религиозными канонами. Строго соблюдались буддийские посты, обряды, культы почитания предков, отмечались праздники, по легендам-рассказам (джатакам) изучалось жизнеописание Будды, включая историю его перевоплощений. Поэтому вся культура и искусство страны воплотились прежде всего в архитектуре и внутреннем убранстве храмов древней столицы — Пагана (Багана) и более поздних Рангуна (Янгона) и Мандалая, а также других городов. Англичане внесли значительный вклад в бирманскую архитектуру. Перебравшись в Бирму, колонизаторы не стали долго раздумывать над тем, в каком стиле строить себе дома. Брать пример с местных жилищ было, по меньшей мере, рискованно. Дома деревенских жителей представляли собой крохотные, стоящие на сваях хижины, со стенами из квадратных бамбуковых щитов и крышами из пальмового листа. Пол сооружали из горбылей бамбука, а в городских домах — выстилали тиковыми досками. Хлипкие, продуваемые со всех сторон жилища коренных бирманцев часто становились жертвами наводнений и пожаров. Англичане, не раздумывая, остановили свой выбор на каменных постройках в викторианском стиле. Адаптация к местным условиям придала строениям бирманский колорит. Получил развитие и колониальный бирманский интерьер, хотя сами бирманцы до колонизации мебелью почти не пользовались. Спали на циновках, укрываясь хлопчатобумажными одеялами, сидели на попу, ужинали за низкими тиковыми столами. Предметы домашней утвари плели из бамбука и тростника. В качестве посуды использовали плоские лакированные блюда. Как и жители других колониальных стран, бирманцы быстро отреагировали на запросы новых заказчиков, начав изготовление великолепной пленной и тиковой мебели, других предметов интерьера, аксессуаров. Широкое развитие колониальная архитектура и дизайн получили на острове Сингапур, где с начала XIX и до середины XX века также хозяйничали англичане. Большим успехом среди них пользовалось строительство колониальных бунгало — домов, возникших на пересечении европейских и восточных архитектурных традиций. Само слово «бунгало» уходит корнями в историю Индии. С древних времен так назывались дома местных жителей Бенгалии — исторической области в бассейне нижнего течения Ганга, на территории которой располагались различные индийские государства. В конце XVIII века эти земли были завоеваны английскими колонизаторами и присоединены к Британской Индии. Сооружая для себя дома, европейцы взяли за основу местные бунгало — небольшие стоящие на сваях хижины с крышами в форме полумесяца и длинными террасами. Тропические жилища были усовершенствованы, дополнены европейскими элементами, внутреннее убранство приобрело «цивилизованный» вид, и все это получило название «колониальные бунгало». Так сформировался наиболее распространенный тип колониальной архитектуры XIX века. Чтобы избежать сырости, дома устанавливали на высокие сваи, что также способствовало проветриванию помещения. Низкая крыша с навесом предохраняла от дождя и солнца.