Приз — в студию: зонирование и планировка
Какие ассоциации приходят вам в голову, когда вы встречаете фразу «квартира-студия»? Для одних это — полное или частичное отсутствие межкомнатных перегородок, другим представляется кухня, объединенная с гостиной, на границе которых размещена барная стойка, третьим грезится свободное пространство практически без бытовых забот, предназначенное для приема гостей и творчества и т.д. в соответствии с собственными предпочтениями. Естественно, все правы!
Но, как в старой индийской притче про слона, которого ощупывали семеро слепых с разных сторон, такие ассоциации лишь отчасти описывают сущность «студии». На самом деле существует два разных понятия: «open space» и собственно «студия». Первое отличается от второго прежде всего размерами и тем, что «открытость» присутствует лишь в «парадной» части дома и предполагает определенные черты характера и образа жизни его владельцев. Квартиры-студии — это креативное решение в условиях минимума места (во-первых), которое часто напоминает «гарсоньерку» — холостяцкое жилье (во-вторых). Оптимальная площадь для студии — 40-50 кв.м. Хотя достойные результаты можно получить и в гостинке и на площади стандартной двушки. Главным условием при покупке является отсутствие несущих стен внутри квартиры.
Моментом зарождения студий можно смело считать появление комнат в «доходных домах» 19 века. Инфраструктура первых этажей предполагала наличие ресторана, прачечной и булочной, что определенным образом освобождало жильцов от бытовых проблем. Зато достойные размеры гостиной и ванной комнаты прекрасно располагали к отдыху, приему гостей и творчеству. Чем собственно и занимались постояльцы доходных домов — от обеспеченных слоев на нижних этажах до студентов — в мансардных помещениях. Объединяло их то, что они не были обременены семьями и детьми.
Такая форма сдачи жилья в наем по сей день распространена в крупных городах Западной Европы и Штатах. Из чего напрашивается вывод: наиболее востребованы квартиры-студии неженатыми представителями среднего класса, а также молодыми семьями без детей. Этим категориям граждан не требуется «семейная кухня» (пообедать можно и на работе, а поужинать — в баре или ресторане), а также нет нужды в отдельной спальне.
Итак, вы приобрели квартиру точно зная, что вы хотите жить в «студии». С чего следует начать, обдумывая интерьер. Во-первых, определить набор функций, которые обязательно должны выполняться. Для этого разберитесь с собственными приоритетами: для кого-то необходимо рабочее место, кому-то — обширный гардероб, одни обладают непомерным количеством книг, другие — не меньшим объемом аппаратуры. А некоторые обзаводятся профессиональным кухонным оборудованием, потому что обожают готовить для своих гостей изысканные блюда. Важно очень ответственно подойти к этому вопросу по принципу скульптора — отсекая все ненужное. Ведь на небольшой площади многофункциональный «дворец» не построишь.
Все, что вы так тщательно отобрали следует «развести по углам» — в том смысле, что определить главный предмет мебели, без которого немыслима сцена действия. Вокруг этого предмета строится мини-композиция, каждая из которых имеет свой смысл: отдых, прием гостей, хранение вещей, работа и творчество. Поздравляем, вы сделали первый шаг в функциональном зонировании будущего интерьера (пока, естественно, только на бумаге)!
Следующим действием будет проверка правильности размещения зон относительно друг друга и в соответствии с их назначением. Это эргономика — законы оптимального размещения предметов.
Самым рациональным считается положение гостиной в центре квартиры. Во-первых, при отсутствии глухих перегородок, доступ к ней удобен из любой точки. Во-вторых, мало кто станет отрицать, что такая гостиная служит не только место для общения, но и для отдыха хозяина, т.е. это наиболее посещаемая часть квартиры. При общей площади около 45 кв.м под гостиную имеет смысл выделить не менее 15 кв.м.
Что касается прочих зон, то проход к ним не должен быть узким, а расстояние между предметами таким, чтобы было удобно ими пользоваться. Кроме того, каждая функциональная зона требует соблюдения определенных правил: кухня — возможности подвода коммуникаций, работа в дневное время — естественного света, гардероб — наличия рядом стены для размещения полок и вешалок, «домашний кинотеатр» — определенных параметров акустики и т.д. В зависимости от этого «тасуйте» зоны по периметру квартиры вокруг гостиной.
Для того, чтобы квартира-студия не воспринималась как «склад», важно максимально разгрузить ее от вещей — для этого существуют всевозможные «системы хранения». Независимо от размера и конфигураций их важное правило состоит в следующем: вещи должны храниться в максимальной близости от места использования. Кстати, порядок — обязательное условие эффектной «студии» — в этом случае вам обеспечен.
Теперь настал черед визуального разделения зон. Абсолютное однообразие скучно и неудобно. Среди наиболее эффектных (и эффективных!) приемов можно назвать следующие:
- 1. разноуровневые потолки (если высота не позволяет — возможна отделка разными материалами) и полы (подиумы, которые можно использовать как дополнительное место хранения, например, для постельного белья или сезонных спорт-принадлежностей)
- 2. декоративные перегородки, не доходящие до потолка (со сквозными нишами из гипсокартона, реечные деревянные в этно-стиле, «ширмы» из зеленых растений, раздвижные двери, по принципу шкафа-купе (желательно максимально прозрачные) и т.п.
- 3. функциональные предметы (стеллажи, мягкая мебель, развернутая под определенным углом, барные стойки и пр.)
- 4. разделение цветом (или оттенками, в зависимости от площади и предпочтений) — при этом очень важна, во-первых, сочетаемость, а во-вторых, ваш ассоциативный ряд (одним лучше работается в «красных оттенках», а отдыхается — в «зеленых», а другим — наоборот)
- 5. световое зонирование — очень важный момент, причем не столько функциональный, сколько психологический: помогает добиваться нужной атмосферы — интима, праздника или работы; вариантов масса — потолочный, настенный, напольный свет, скрытый или демонстративный характер, с разным потоком рассеивания лучей и цветом самого света, в т.ч. цветными фильтрами
- 6. работа с текстурами в студии оптимальна такая: выбрать одну-две наиболее любимые и выраженные, а остальные сделать неброским фоном — и в отсутствии вкуса вас не обвинит никто; что касается чувства меры — правило единственное: чем «мельче» квартира (и зона), тем в меньших дозах должна присутствовать крупная непрозрачная текстура (касается камня, дерева, металла)
- 7. прочие правила дизайна квартиры-студии можно заимствовать из рекомендаций для малогабаритных квартир.