Спросите у эксперта: все, что вы хотели знать о японском стиле, часть 1
Сегодня мы открываем еще одну новую рубрику — «Спросите у эксперта». Это интервью с профессионалами — опытными дизайнерами, декораторами, строителями. Мы задаем несколько интересных вопросов по определенной теме, а они отвечают, приводят примеры и фотографии. Словом, помогают вам полностью разобраться в теме. Ведь не секрет, что большинство статей в интернете, как правило, достаточно поверхностны и пишутся журналистами. Или вообще «путешествуют» с одного сайта на другой.
У нас все будет иначе: наши эксперты раскроют вам свои профессиональные тайны и помогут практическими советами. Если у вас дополнительно возникнут вопросы — пишите их в комментариях и эксперты ответят лично вам.
Открывает эту рубрику интервью о японском стиле с дизайнером по интерьеру Юлией Дружининой. Она давно увлекается Японией и работает именно в этом жанре: создает проекты и авторские предметы декора. Это эксперт, который знает о японском стиле практически все, и сегодня она начнет делиться с вами своими секретами. Приятного путешествия!
Итак, мы попросили Юлию рассказать о 10 интересных моментах, связанных с японским стилем. Интервью включает две части — по 5 вопросов. Сегодня она расскажет нам:
- об отличии его от других восточных стилей
- о сходстве и различиях между японским стилем и минимализмом
- об интересной модной тенденции на вещи «с налетом времени» и сравнит понятия «саби» и «винтаж»
- о секретах отношений японцев со светом и тенью
- почему японские дизайнеры считаются самыми лучшими в мире
ЯПОНСКИЙ и ДРУГИЕ ВОСТОЧНЫЕ СТИЛИ
— в чем сходство и отличие
Елена Вира:
Юля, Вы, наверно, чаще других дизайнеров сталкиваетесь с желанием заказчиков сделать «восточный интерьер» и всегда понимаете, что имеет отношение к Японии, а что — нет. В глянцевых журналах и в интернете иногда появляются картинки на тему японского стиля, но нередко в них допускаются грубые ошибки: интерьер выглядит «восточным», но он совсем не японский. Расскажите нашим читателям, как их избежать.
Юлия Дружинина:
Восток — дело не только тонкое, но и очень многообразное. В основе понятия «восточные стили» лежат три основные культуры — японская, китайская и индийская. Они бесконечно разные, хотя исторически и географически связаны между собой и имеют немало общих черт.
Известно, что в Японию культура и искусства пришли извне, и, в первую очередь, из Китая. Но как отнеслись к этому японцы? — они поступили точно также, как всегда поступали в дальнейшем. Если новое веяние находило отголосок в японской душе, это веяние очень быстро подхватывалось, адаптировалось к собственным культурным корням и… поднималось до уровня настоящего искусства. Эта характерная черта японского менталитета — сила и гибкость — позволяет японцам, будучи необыкновенно восприимчивыми ко всему новому и иностранному, сохранять собственную самобытную культуру.
В качестве яркого примера можно привести сравнение традиционного в Японии и Китае вида искусства — живописи тушью и водяными красками. На взгляд неискушенного зрителя может показаться, что отличить японскую живопись от китайской довольно сложно. Между тем, в основе этого вида искусства лежат диаметрально противоположные принципы восприятия мира, которые очень схематично можно обозначить так:
китайская картина
|
японская картина
|
- китаец думает о вечности и бессмертии, — японец думает о кратковременности жизни и наслаждается данным моментом (не случайно символ японской нации — сакура, цветы которой облетают прежде, чем успвают увянуть);
- китаец любит эффекты, — японец находит красоту в самых обыденных вещах;
- китаец наполняет свою жизнь вещами, — японец ценит чистоту в доме и в голове.
Сравним для примера картины, созданные в Японии и в Китае. На китайской картине вы, скорее всего, найдете основательный и эффектный сюжет с яркими красками и обилием элементов. А на японской — застывшее мгновение, зыбкие полутона и много пустого пространства. И главной художественной ценностью для японца будут идеальная композиция и красота одной единственной линии.
Китайский интерьер — это почти всегда экспрессия и явная декоративность, в то время как японский — созерцание и аскетизм.
китайский интерьер 1
|
китайский интерьер 2
|
японский интерьер 1
|
японский интерьер 2
|
Более редкая для нас культура Индии еще сильнее отличается от японской, хотя тоже основана на непрерывной связи человека и природы. Индийское мировоззрение проникнуто «духом радости», что проявляется в музыке, танце, одежде и интерьерах, которые уж очень красочны, роскошны и насыщены деталями, по сравнению с японскими.
индийский интерьер
|
|
ЯПОНСКИЙ СТИЛЬ и МИНИМАЛИЗМ
- что общего, в чем отличие
Елена Вира:
Сейчас очень модно проводить параллели между японским стилем и минимализмом. Многие считают, что между ними много общего. Расскажите, пожалуйста, так ли это на самом деле, и что, действительно, позаимствовал минимализм в традиционной японской культуре жилья.
Юлия Дружинина:
Минимализм возник в Америке в 1960-х годах. Это была эпоха «Битлз»: люди Запада устали от пышности и роскоши барокко, причудливости рококо, строгой симметрии классицизма. Дизайнерская мысль невольно обратилась к Востоку, к загадочной Японии с ее простыми и гармоничными формами, максимальной функциональностью, пространственной свободой и философской созерцательностью. От этого слияния западной и восточной культур и родился минимализм.
Есть один очень важный момент. Современный японский интерьер сильно отличается от традиционного. Сегодня, особенно в городах, японцы предпочитают комфортабельное жилье, больше похожее на европейское: с кроватями и стульями, обилием бытовой техники и электроники. Частные интерьеры современной Японии очень часто выполнены именно в стиле минимализм, и сравнивать его мы будем с традиционным японским стилем.
Какие привлекательные черты японского стиля позаимствовал минимализм:
- Это, в первую очередь, моделирование пространства и света с использованием только необходимых предметов. Такой дом — как «якорь» на фоне безумного темпа современной жизни, позволяющий прийти в себя и прояснить сознание за счет чистоты линий и ясности организации пространства. Здесь нет лишних вещей, но каждая деталь несет в себе глубокий смысл и находится на своем единственно правильном месте (вспомните японскую картину).
Такая преднамеренная простота позволяет обрести душевную гармонию, расслабляет и очищает голову от плохих мыслей. Эта простота сродни методам великих художников, использовавших в своей палитре только 3 основные краски для создания собственного неповторимого колорита.
- Как и японский интерьер, минимализм подвижен и пластичен, что позволяет менять его в соответствии с настроением хозяина. Этому способствуют большие пространства, зонирование в которых совершается не с помощью привычных для наших домов стационарных стен, а легкими конструкциями мебели — раздвижными перегородками и ширмами (ставшие уже привычными квартиры-студии относятся именно к такому типу жилья).
- Просматриваются и другие схожие конструктивные элементы: разноуровневые полы и потолки, несущие колонны, встроенные шкафы.
- Как общую черту обоих стилей следует отметить и обязательную экологичность материалов.
А теперь — о различиях.
- Главное из них заключается в том, что минимализм — это прогрессивный стиль, не связанный, в отличие от японского, ни с религией, ни с философией общества, его создавшего. Минимализм — это, скорее, интуитивная стилизация чужого образа жизни, используемая для комфортного проживания западного человека.
Приведу пример. Одним из основных постулатов минимализма является функциональность: расположенный вдоль стены открытый стеллаж выполняет одновременно роль библиотеки, удобной ниши для телевизора и уютного мини-бара. В традиционном японском интерьере вы никогда не увидите ничего подобного: все шкафы будут максимально спрятаны в стены. Одна единственная ниша служит пристанищем для уникального украшения. А вместо мини-бара в центре пола разместится «очаг» для нагревания воды. — традиционно японский прообраз камина.
- Еще — различие из области конструкций, и оно, разумеется, встречается сейчас очень редко. В традиционном японском интерьере вообще не было окон в привычном для нас понимании. Выходящая не улицу стена была бумажной, и в хорошую погоду полностью открывалась. Эта особенность строения домов , во-первых, позволяла японцам чувствовать единство с природой (принцип: дом — как продолжение сада), а во-вторых, обеспечивала мягкое и естественное освещение, которое практически невозможно повторить искусственным путем.
- Эти два стиля отличаются и по цветовой гамме. Интерьер в стиле «минимализм» скромнее японского, т.к. отдает предпочтение строгому контрасту белого и черного, позволяя лишь изредка оживить его яркими пятнами локальных цветов. О цветовой гамме японского интерьера мы еще подробно поговорим, но можно смело сказать, что это очень богатая палитра всех природных тонов и оттенков. В сочетании с тональной игрой света и теней, она создает особую неповторимость каждого японского интерьера.
- Несколько отличий есть и в материалах. Традиционные японские дома иногда называют «бумажными» из-за широкого применения этого материала в перегородках сёдзи и фусума. Бумажными были и абажуры светильников, и даже мебель (традиционная лаковая японская мебель изготавливалась из многослойной бумаги). Кроме бумаги, основными материалами для японских домов были глина, дерево, бамбук и трава, натуральные шелк и хлопок, т.е. материалы эти всегда натуральные и недорогие.
Минимализм тоже стремится к натуральным материалам, но в него с той же легкостью вписываются стекло, металл, пластик и различные имитации дерева. И так как нас окружаю, в основном, искусственные материалы, — «натуральность» порой довольно дорогое удовольствие.
- Стоит сказать и о высоте мебели. Японский интерьер максимально приближен к полу. В традиционном японском доме хозяева и гости едят, спят и общаются на полу. Декоративные элементы: свитки или роспись стен, — будут располагаться максимально низко, чтобы рассматривать их было удобно именно из положения «сидя на полу». В минималистичном интерьере мебель тоже имеет тенденцию к заниженности, но это всего лишь тенденция.
Подводя итог нашего сравнения, хочется привести цитату из Лафкадио Хэрна:
«Мы строим для вечности, японцы — для бренности», — так писал американский журналист, живший в Японии в 19 веке.
САБИ и ВИНТАЖ
- что общего, в чем различие
Елена Вира:
Юля, Вы, конечно знаете о том, что сейчас в моде вещи «с налетом времени». Знаю, что в японской культуре и интерьере есть понятие «саби», близкое к этой теме. Расскажите о нем поподробнее, а заодно и объясните, почему это направление переживает такой взлет популярности.
Юлия Дружинина:
Действительно, эти понятия в чем-то схожи, хотя понятие «саби» намного шире: оно скорее эстетическое, чем стилевое или интерьерное. Давайте вспомним объяснение сути этого понятия.
«Саби (японск. патина) — изящная простота и тонкая прелесть вещей с ощущением налета старины». По мнению японцев, только время способно проявить «суть вещей»: потемневшее дерево, замшелый камень, покрытая патиной бронза, — всем этим можно и нужно любоваться.
Понятие «саби» неразделимо с другим важным и еще более неуловимым японским философским понятием — «ваби», которое мы условно расшифровываем как «печальная красота обыденных вещей, отсутствие излишней вычурности и нарочитости, т.е. красота простоты».
Если мы посмотрим на японскую традиционную глиняную посуду, то мы увидим, что ее формы очень простые, работа достаточно грубая, чашечки немножко кривоватые. Но японец любуется этой посудой и ценит ее именно за эти качества.
Что же такое винтаж? Винтаж (франц. vintage — вино многолетней выдержки) — это, опять же, современное понятие, возникшее в мире моды всего несколько лет назад. Первоначально мысль совмещать вещи современные и уже покрытые «патиной времени» пришла в голову модельерам-стилистам, однако скоро и дизайнеры интерьеров взяли на вооружение этот крайне выигрышный прием.
К винтажным сейчас принято относить хорошо сохранившиеся вещи 20-50 летней давности, которые и сегодня не потеряли своей актуальности из-за своей уникальности и очень хорошо демонстрируют свой «дух времени». Чаще всего это вещи «ручной работы» определенных дизайнерских брендов.
Но настоящий винтаж слишком дорог, поэтому параллельно с ним стремительно развивается и нео-винтажный стиль (стилизация), когда с помощью особых техник вещи искусственно «старят», чтобы придать им эффект изношенности.
Почему это модно сегодня? Полагаю, причин тут несколько. Нередко люди склонны к ностальгии по прошлому, к потребности создания вокруг себя особой атмосферы «недавней истории». Это времена, которые еще помнят их родители.
Кроме того, обладание старыми вещами, сделанными вручную из натуральных материалов, - это еще и элемент престижа, некий показатель индивидуальности, состоятельности и хорошего вкуса.
Вот одна интересная цитата из Джерома К. Джерома.
«Право, не знаю, действительно ли все эти старинные миски, кубки, подсвечники, которыми мы теперь так дорожим, обладают особой прелестью, или они приобрели такую ценность в наших глазах благодаря ореолу древности… Ну а в будущем? Неужели всегда человечество будет ценить как сокровище то, что вчера было дешевой побрякушкой? Неужели в две тысячи таком-то году люди высшего круга будут расставлять на каминных полочках наши обеденные тарелки с орнаментом из переплетенных ивовых веточек? Неужели белые чашки с золотой каемкой… — чашки, которые наша Мэри бьет, не моргнув глазом, будут бережно склеены, поставлены в горку и никому, кроме самой хозяйки дома, не будет дозволено стирать с них пыль?»
Полагаю на этот вопрос, прозвучавший в романе»Трое в лодке», можно ответить утвердительно: да, так оно и будет!
Возвращаясь же к сравнению понятий «винтаж» и «саби» можно сказать, что винтаж — понятие хотя в чем-то и близкое японскому саби, но всё же довольно узкое, ограниченное временными и стилистическими рамками.
СВЕТ и ТЕНЬ
- любимое японцами сочетание
Елена Вира:
Пожалуй, ни в одной другой культуре не придается такого внимания тонкому сочетанию света и тени. А у японцев это целая философия. Каждому, кто решается на создание японского интерьера у себя дома, стоит более подробно узнать об этом. Ведь здесь кроется одна из самых загадочных тайн японского стиля, которую другие нации повторить не смогли. Поделитесь секретами на эту тему, расскажите, как добиться такого эффекта в современной квартире.
Юлия Дружинина:
Лафкадио Хэрна описывает свои впечатления от японского жилища так:
«Ночью японский дом, в котором закрыты сёдзи, кажется большим бумажным фонарем, отбрасывающим не наружу, а вовнутрь подвижные, снующие тени. Днем тени на сёдзи появляются исключительно снаружи. Но рано утром при солнечном восходе они могут быть изумительными, когда лучи солнца льются сквозь нарядное убранство садика. Разумеется, необходимо принять во внимание и особенность японской бумаги, которая воспринимает тени лучше всякого оконного стекла».
Японская бумага! Вот основное объяснение особенного и загадочного японского освещения. Бумага рассеивает свет, создавая очень мягкие и тонкие переходы, а деревянные решетки-переплеты сёдзи (раздвижных перегородок, заменяющих окна) отбрасывают сложные тени. В результате получается плавный переход от сумрака внутренних покоев к залитым светом пространствам перед большими «окнами». Обратный эффект можно наблюдать в темное время суток, когда помещения освещаются небольшими светильниками с абажурами из той же бумаги и свечами в керамических или каменных подсвечниках.
Свет и тени в японском интерьере — это не просто освещение, это часть композиции. А его главные особенности — мягкость и рассеянность — помогают не напрягать глаза и, одновременно, выгодно подчеркнуть каждый элемент интерьера.
У знаменитого писателя 20 века Танидзаки Дзюнъитиро есть эссе, которое называется «Похвала тени», посвященное эстетике сумерек, полупрозрачности и тумана. В нем можно прочесть такие строки:
«красота японской гостиной рождается из сочетания светотени, а не из чего-нибудь другого… Наши гостиные устроены так, чтобы солнечные лучи проникали в них с трудом. Не довольствуясь этим, мы еще больше удаляем от себя лучи солнца, пристраивая перед гостиными специальные навесы, либо длинные веранды. Отраженный свет из сада мы пропускаем в комнату через бумажные раздвижные рамы, как бы стараясь, чтобы слабый дневной свет только украдкой проникал к нам в комнату».
Как же можно добиться такого эффекта в современном жилье? Самый быстрый (хотя и не самый дешевый) способ — отказаться от столь любимых нами штор в пользу японских панелей (экранных штор). Такие панели представляют собой плоские вертикальные рамы с натянутой на них полупрозрачной тканью, которые скользят по рельсовому механизму.
Из таких же панелей можно образовать раздвижные перегородки, а внутри помещения мягко разграничивать зоны. Сочетая легкие и более плотные ткани японских панелей, частично раздвигая или сдвигая их, можно «дозировать» степень освещенности помещения. Так мы осветим пространство в глубину и достигнем требуемого рассеянного освещения. И, кроме того, подчеркнем стилевое решение интерьера.
ЦВЕТОВЫЕ СОЧЕТАНИЯ
и секрет популярности японских дизайнеров
Елена Вира:
Трудно представить интерьер без цвета. Японскому стилю тоже свойственны определенные сочетания и есть любимые оттенки. Когда смотришь на японскую картину или фотографию японского пейзажа, сразу понимаешь, что там есть очень тонкие нюансы, которые не свойственны ни западной, ни российской культуре. Расскажите нашим читателям о том, какие цвета, оттенки и сочетания сделают интерьер таким же утонченным и красивым.
Юлия Дружинина:
Отношение к цвету в Японии очень интересное и совершенно особое.Здесь веками хранят собственные технологии окраски тканей, изучают традиционные искусства и умеют любоваться своей уникальной природой. По этим причинам у японцев очень тонкое чувство цвета. Они замечают и распознают намного больше цветовых оттенков и сочетаний, чем люди многих других культур.
Интересно, что современная колористика с богатым набором оттенков родилась именно в Японии. Многие согласятся, что в жизни и в природе оттенков намного больше, чем слов, их обозначающих. Развитый человеческий глаз способен различать до миллиона оттенков и полутонов. И японцы, возможно, единственные в мире, постарались эти оттенки выделить и назвать. Они даже создали собственную цветовую систему и утвердили ее в промышленных стандартах.
Кроме отдельных оттенков, для японцев имеют смысл и многие цветовые сочетания, зачастую принципиально иные, чем принято у нас. Например, традиционными являются комбинации белого с фиолетовым (цвет сливы), синего с зеленым (цвет колокольчика) или розового с коричневым (ветка цветущей сакуры). Мода на эти сочетания в современную индустрию одежды и интерьера пришла именно оттуда.
Все это бесконечно поэтическое множество, главным образом, связано с реалиями японской жизни, японской островной природой с ее растениями, пейзажами и явлениями. Многие из этих цветов, например, «цвет гор» или «черно-чайный» — нам просто трудно себе представить, а между тем, и эти цвета присутствуют в японских интерьерах.
Мы уже привыкли, что цвета японского интерьера описываются как цвета природы, но у нас они обозначаются просто как: черный, коричневый, зеленый, красный, белый. Мы просто редко обращаем внимание на нюансы, а японцы считают их очень важными. Учитывая это, становится понятно, что не только коричневых, но даже и белых оттенков может быть великое множество, — вот почему я говорила о богатейшей палитре цветов японского дома. Именно благодаря своей способности к тончайшему цветовосприятию японские дизайнеры считаются сегодня лучшими в мире.
Каждый цвет в традиционном японском интерьере имеет свой символический смысл. Белый — цвет траура и, одновременно, олицетворение чистоты (в этом нет противоречия, если учесть японское отношение к смерти). Желтый (золотой) — символ власти императора и стихии Земли. Красный — цвет радости.
В чистом (ярком) представлении эти цвета в традиционном интерьере присутствуют очень редко и то в виде небольших акцентов. Мы уже говорили о том, что японцы предпочитают «полусвет — полутень», а при таком освещении все цвета становятся неяркими, сложными, с налетом времени, — и именно такие цвета предпочитают видеть японцы в своих домах.
Приведу несколько характерных примеров. Цвет дерева, местами покрытого мхом, или сложный светло-серый, напоминающий о камнях старого сада, — вполне могут быть фоновыми цветами японского дома.
Особенно чистым и теплым кажется сочетание молочно-белого и коричневого в перегородках и светильниках, выполненных из дерева и рисовой бумаги. Желтовато-зеленоватые цвета циновок и бамбука, всевозможные оттенки бежевого — тоже вполне традиционны для японских интерьеров.
Ярким чистым цветовым пятном в почти пустом и блеклом японском интерьере могут быть нежные чистые цветки икебаны или кимоно, надетое на хозяйке дома.
Продолжение читайте завтра…
__________________________
Привет,дорогая. Наконец-то нашла немножко времени на статью. Прочла с интересом. Кое-что добавила бы. Первейшее влияние на Японию оказали Монголия и Корея. И только потом Китай. И минимализм,как следствие оказало влияние на интерьер Японии. Модерн-вот стиль,появившийся в результате восточных влияний. Поэтому он и любим многими до сих пор,что дух востока пронизывает его (как и постимпрессионизм)насквозь.Дух предмета+философская аура, намек и фрагментарность-это ж СУПЕР. Рада, что у нас общее увлечение.И вообще я тебя обожаю. А экранные шторы-не что иное,как те же римские шторы.И так во всем.Проникновение культур друг в друга ОЧЕВИДНО.Интерес друг к другу, влияние,проникновение-неисчерпаемый поток вдохновения для обеих сторон.Пока-пока.