Мал золотник — да дорог: дизайн современной мозаики

mosaic

Обычно, если речь идет о мозаике, имеют в виду «мозаику Bisazza». Действительно, эта торговая марка одна из старейших в мире, основанная в 50х годах прошлого столетия, по сей день является одним из самых крупных и ярких производителей. Специализируется она на стеклянной мозаике, отличается очень высоким качеством товара и постоянно обновляет  свой ассортимент и цветовой ряд. Тем не менее Bisazza — не единственный достойный поставщик мозаики. Кроме того, стеклянная мозаика — одна из самых эффектных, но существуют еще керамическая, каменная и металлическая. Их выпускают другие компании, и получаются не менее интересные результаты. На одной из последних интерьерных выставок в Италии более 100 экспонентов заявили о том, что производят мозаику: около 10% на ней специализируются, остальные выпускают ее как декор к основной плитке.

И все-таки стеклянная мозаика — самая интересная и необычная. Это игра света и цвета. Это монолит, который при ближайшем рассмотрении оказывается состоящим из отдельных «пикселей». Это «миксы» и «растяжки», бордюры и панно — любые рисунки в соответствии с вашими пожеланиями и полетом фантазии. Итак, наш сегодняшний обзор — стеклянная мозаика

Немного об истории.

В своем первоначальном значении мозаика — это «изображение с высоким разрешением», созданное из кусочков камня или стекла, причем набранное вручную. Если хорошо покопаться в истории, уже в Древней Греции можно найти фрагменты мозаичных полотен. Но все же особый размах это искусство приобрело в Древнем Риме. Мозаикой украшаются частные дома и общественные помещения. По большей части ею отделывают пол, на стенах же предпочтение отдают фрескам. В результате рождаются нарядные и по-настоящему величественные пространства. Римские мозаики выкладывались из маленьких кубиков смальты (непрозрачного стекла) или камня. Иногда в ход шли также галька и мелкие камешки.  Раннехристианское искусство Византии полюбило мозаику за игру света, яркость и неизменность цветов. Здесь она используется для отделки храмов, передавая Божественное сияние. Возрождение принесло известность флорентийской каменной мозаике — точной подборке рисунка из пластинок мрамора и яшмы с добавлением золота и натурального перламутра. В мебельном искусстве того времени начала использоваться техника интарсии — драгоценных вставок на дереве.

Россия обратилась к мозаике в 18 веке, когда была изобретена техника изготовления «глушеного» (непрозрачного) стекла. Кроме того, по мере расширения добычи камня, вошли в моду панно из малахита, лазурита, яшмы и мрамора. Традиции Византии и Флоренции дополнились украшением отдельных деталей интерьера вставками из мозаики. В советской России грандиозными панно из каменной мозаики украшались станции метро, а дешевыми керамическими «полотнами» — фасады и холлы многоэтажек.

ЕЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

А теперь вернемся к нашей основной теме — стеклянной мозаике. Сильные практические качества стеклянной мозаики:

- большая прочность, чем у обыкновенного стекла (эффектная игра света в стекле + отсутствие хрупкости, отделка стен, пола и любых деталей интерьера!)

- низкая пористость и водопоглощение (можно использовать в помещениях с любой степенью влажности и перепадами температур), выгодно отличается от керамической плитки своей морозо- и теплоустойчивостью (фасады, открытые бассейны и внешняя (!) отделка каминов!)

- высокий коэффициент сопротивления скольжению — за счет наличия большого количества швов между тессерами, которые обрабатываются затиркой (ступени бассейнов!)

- нейтральное отношение к химическим реагентам (кухонные столешницы, рабочая стенка в кухне, санузлы, общественные помещения — все что часто моется с применением химии!)

- из-за малого размера частиц, мозаикой можно облицовывать в принципе любые изогнутые и криволинейные поверхности.

ТАИНСТВО ИЗГОТОВЛЕНИЯ

Процесс производства в ее принципе одинаков у всех производителей. Основные компоненты стекла — кварцевый песок и полевой шпат переплавляют при очень высоких температурах с добавлением оксидов металлов, которые влияют на цвет мозаики. Затем подвергают отжигу во избежание трещин и охлаждают. Конечный результат — квадратики размером 2х2, 1х1 или 5х5 см (основные стандартные размеры) — специалисты называют их «тессеры». Они получаются в результате экстузии — разрезания ленты материала на модули.

Эффектная игра света и цвета стеклянной мозаики создается за счет большого разнообразия оттенков и фактуры. В среднем каждая фабрика выпускает 60-70 оттенков тессеров. Цвет придают добавлением оксидов металлов. Чем больше всевозможных добавок, тем выше стоимость изделия. Обычно производители стеклянной мозаики в пределах одной коллекции делят разные цвета по ценовым категориям. Минимум на 4 (TREND), максимум на 5 (BISAZZA). Первая, самая дешевая категория — это светло- голубые и коричневатые оттенки. Вторая — более насыщенные синие, зеленые, сиреневые. Третья категория — желтые и красные тессеры. Это наиболее дорогой цветовой ряд — окрашивается бором, селеном и кадмием. Четвертая и пятая (фактурные)присваиваются дорогой мозаике, полученной с добавлением искусственного авантюрина, пластин из серебра, золота и платины и, наконец, «жидкого золота».

ЭКСКЛЮЗИВ

Авантюрин - загадочный полудрагоценный камень с золотистыми точечными вкраплениями — получил свое современное название от итальянского слова aventurine — счастливый случай. По преданию, в XVI в. итальянские стеклодувы из местечка Мурано близ Венеции случайно получили стеклянную имитацию этого природного камня — в расплавленную массу попало некоторое количество медных опилок. Процесс его современного производства очень сложен и даже при точнейшем соблюдении всех условий не всегда приносит желаемый результат. Это — дело случая.  Поэтому коллекция и носит такое странное название. В смысле <повезет — не повезет>. Кстати, только семь из десяти циклов производства авантюрина удачные, а значит, получается много отходов. Отсюда и высокая цена.

Другая интересная фактура — перламутр. Эффектные переливы цвета и оттенков с имитацией натурального перламутра, необыкновенный блеск производят впечатление, даже если используются в качестве точечных вставок в модули более дешевых категорий.

Драгоценные металлы — бесспорный признак роскоши. Все фабрики, производящие мозаику, выпускают такие коллекции. Их изготавливают вручную из 2х пластинок стекла, можду которыми помещается фольга из драгметалла. Подобные изделия предлагаются как для стен, так и для полов. Интересно выглядят состаренные и цветные вариации благородного материала

Жидкое золото — сложная композиция из органических соединений благородных металлов и органических солей цветных металлов. Органика выгорает в процессе обжига изделия при температуре около 850°С, и на поверхности остается блестящий след благородного металла. Содержание золота в подобных растворах достигает 10-12%. Препарат, изготавливается на предприятиях, которые занимаются красителями для керамики и стекла (золотые ободки и тонкий рисунок на фарфоровой посуде, стеклянных фужерах и хрустале).

Отдельной категорией стеклянной мозаики является смальта. Она интересна тем, что непрозрачна, но будто бы светится изнутри. Кроме того, каждый кубик немного отличается от других оттенком. Из-за этого большая поверхность, выложенная смальтой одного цвета, не выглядит однообразно. Есть коллекции смальты, переливы которой похожи на перламутр. Непрозрачность достигается за счет высокого содержания красителей — не менее 70%. Она может быть матовой и блестящей. Толщина — чуть больше, чем у остальной стеклянной мозаики, что позволяет использовать с разными материалами: керамической плиткой, деревом, керамогранитом и даже в виде красочного декора в мебели. На ощупь смальта очень гладкая, поэтому спектр ее применения более широк, чем у других типов мозаики. Кроме того ей присуща абразивная стойкость (на истирание) — можно использовать в местах с повышенной нагрузкой. Некоторые виды смальты выпускаются без разделения на лицевую и изнаночную стороны, а также без фасок — отделанная поверхность смотрится монолитом.

ДЕКОРЫ

Обычно стеклянная мозаика поставляется модулями 300х300 (фактически — чуть больше за счет межплиточных швов). В каждом модуле 225 стандартных тессеров 2х2 см. Если тессеры мельче или крупнее — количество соответственно изменяется. Приобрести стеклянную мозаику можно одного тона. Можно заказать «микс» — смесь из разных оттенков, цветов и фактур в процентном соотношении. Цена сложится из стоимости каждого цвета(фактуры) в процентах. Более изысканный тип микса — «растяжка» (сфумато») — своеобразное панно 2.30 — 2.60 м, красота которого проявляется постепенным переходом от темного (снизу) оттенка к светлому (сверху). Это панно разбивается на модули, которые нумеруются для упрощения процесса укладки.  Можно также заказать художественное панно-картину, изображение которой разобьется компьютером на отдельные составляющие и так же наберутся модули. Эта техника значительно проще ручной сборки из отдельных тессеров (ручной «подколки»).

Традиционным украшением являются бордюры и розетки — отдельные вставки как в мозаику, так и в обычную керамическую плитку.

ОСОБЕННОСТИ УКЛАДКИ

Для работ с мозаикой недостаточно обычных «плиточных» навыков, поскольку важно хорощо исделать гидроизоляцию, точно выдержать уровень, тщательно подготовить поверхность и соблюсти одинаковое расстояние между модулями (равное расстоянию между тессерами). Кроме того используется специальные клей (белый!), затирка и инструменты. Обычно модули поставляются приклеенными на специальную «крафт-бумагу» (видна только изнаночная сторона), клей мажется на видимую часть мозаики. Некоторые производителя прикрепляют тессеры к резиновой сетке, и тогда именно на нее накладывается клей, видимой при этом остается лицевая сторона. Естественно, что даже элементарная работа по сбору модулей стоит гораздо дороже, чем работа обычного плиточника. Набор растяжек и тем более панно (не говоря уже о ручной подколке) естествено еще дороже, что вполне соотносимо с ценами на материал. Так, обычная мозаика за 1 кв. метр 1 категории стоит от 15 у.е (Китай) до 50 у.е (Италия), насыщенные желтые и красные тона — 40-100 у.е, «авантюрин» и «перламутр» — 120-180 у.е, драгметаллы — от 2 у.е за штуку 2х2см (!) — т.е. за кв. метр цена доходит до 2500 у.е. Растяжки примерно на 50-80 % дороже, чем мозаика, входящая в ее состав. Стоимость панно и бордюров складывается из цены за материал + компьютерная разработка + ручной набор модулей.

Итак, по-прежнему, как и в Древности, мозаика остается дорогим материалом и крупноформатные объемы по карману далеко не всем нашим согражданам. Однако красоту, как говорят японцы, можно увидеть и в капле росы и в одном цветке. Поэтому не замахивайтесь на нетленные шедевры в стиле Бородинской панорамы. Лучше приобретите пару квадратных метров или даже несколько модулей (30х30= 0.1 кв.м) за разумные деньги, тщательно подобрав лишь цветовые и фактурные сочетания. И добавьте шарма вашему дому с помощью небольших, но очень выразительных фрагментов в сочетании с более доступным окружением. Поверьте, от такого «соседства» выиграют все и вы — в первую очередь!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *